Претензия на возврат денежных средств
Форма претензии на возврат денежных средств
Чем отличается претензия от жалобы
Жалобы подаются, как правило, в случае недовольства действиями должностных лиц или служащих государственных органов. В таком документе доводят до сведения вышестоящего органа информацию о неправомерных действиях или бездействии и просят принять меры.
Претензией указывается на необходимость исполнить конкретное обязательство, в частности, денежное — в конкретной сумме в определенные сроки.
Как составить претензию потребителя
Чаще всего претензии пишут потребители в случае некачественности товара или при отказе продавца вернуть деньги, если товар возвращается продавцу. Придерживайтесь следующей структуры.
Преамбула
В правом верхнем углу укажите адресата претензии — ФИО, адрес предпринимателя, наименование ООО, адрес, ОГРН, ИНН. Эти данные можно взять из чека, товарного чека или договора.
Ниже укажите свои данные как заявителя — ФИО, адрес, контактные данные (актуальный телефон, эл. почту).
Обязательно напишите название документа — претензия.
Содержание
В свободной форме опишите ситуацию:
- какой товар, где и при каких обстоятельствах был приобретен;
- какая цена уплачена за товар;
- причины возврата товара, если это дефект или качество, не соответствующее заявленному, то конкретно укажите обстоятельства и факты;
- основания для возврата денег (ссылки на статьи закона о защите прав потребителей);
- в какой сумме покупатель требует вернуть деньги;
- реквизиты для возврата.
В зависимости от конкретной ситуации покупатель указывает реквизиты, если их нет у продавца. Если товар оплачен онлайн, обычно деньги возвращаются на ту же карту, и реквизиты дублировать не нужно.
Срок возврата денежных средств в случае претензии по закону о защите прав потребителей можно не указывать, поскольку сроки установлены законом. Например, при возврате качественного товара в течение 14 дней срок возврата денег — три дня. А если претензия подается контрагенту по иному договору, где сроки не указаны в законе или в договоре, то нужно обозначить, до какого срока требуется вернуть деньги. Это важно, поскольку при нарушении указанных в претензии сроков наступают определенные последствия — право заявителя претензии на обращение в суд, право начисления штрафных санкций и т.д.
Подпись
Претензия подписывается заявителем. Если от имени покупателя действует лицо по доверенности, то надо указать реквизиты доверенности и приложить к претензии ее копию.
Претензия направляется по почте (лучше заказным письмом с описью вложения), либо вручается продавцу лично — тогда нужно иметь два экземпляра, чтобы на втором проставить отметку о вручении.
В какой срок можно вернуть товар в магазин
Сроки возврата товара зависят от причин и от качества товара. Вернуть качественный товар, если он не подошел по размеру, фасону, расцветке и т.д. можно в течение 14 дней. Вернуть товар с браком можно в течение гарантийного срока или срока годности, устанавливаемого на каждый товар. Исключение — технически сложные товары (техника, электроника и др.), вернуть которые можно в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю, а после этого срока — только в определенных случаях (например, когда потребитель не может пользоваться вещью длительно по причине постоянных устранений недостатков).
Законом установлен перечень товаров, которые не подлежат возврату, например, предметы личной гигиены, косметика, лекарства и др.
Если потребитель возвращает качественную вещь в установленный срок, то пишется, как правило, не претензия, а заявление на возврат. Если же покупатель не удовлетворен качеством товара или у товара истек срок годности, то составляется претензия о возврате денежных средств.
14 дней на возврат товара: с какого дня считать
Все сроки рассчитываются со следующего дня по правилам гражданского права. Например, если вы купили пальто во вторник, то со среды начинаем исчислять 14 дней.
Куда обращаться, если не возвращают деньги за товар
Если на поданную претензию о возврате денежных средств продавец не ответил, не отреагировал, либо отказал в возврате (а вы уверены в своей правоте), вот что еще можно делать:
- написать жалобу в Роспотребнадзор, указав все обстоятельства, приложив копию претензии и потребовав провести проверку деятельности продавца;
- обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать вернуть деньги за товар.
В суде потребитель вправе потребовать уплаты штрафных санкций за неправомерный отказ в возврате.
Если претензия о возврате денежных средств не связана с защитой прав потребителей, то после истечения срока, указанного в претензии, у заявителя есть право отстаивать свои интересы в суде.