30 августа 2024
61

Претензия на возврат денежных средств

Алена Шишова
Претензия направляется контрагенту, с которым возникла спорная ситуация по поводу возврата денег. Составитель претензии письменно заявляет о необходимости перечислить ему конкретную сумму, указывая на основания, сроки и порядок расчета. В некоторых случаях претензия должна быть подана обязательно перед тем, как подавать исковое заявление в суд.

Форма претензии на возврат денежных средств

Товарный чек
Форма товарного чека
Закон не устанавливает форму претензии. В некоторых случаях она обязательно должна быть письменная. Если она направляется для соблюдения претензионного порядка, то у автора претензии должны остаться доказательства ее направления (квитанция о почтовом отправлении, расписка в получении).

Чем отличается претензия от жалобы

Жалобы подаются, как правило, в случае недовольства действиями должностных лиц или служащих государственных органов. В таком документе доводят до сведения вышестоящего органа информацию о неправомерных действиях или бездействии и просят принять меры.

Претензией указывается на необходимость исполнить конкретное обязательство, в частности, денежное — в конкретной сумме в определенные сроки.

Как составить претензию потребителя

Чаще всего претензии пишут потребители в случае некачественности товара или при отказе продавца вернуть деньги, если товар возвращается продавцу. Придерживайтесь следующей структуры.

Преамбула

В правом верхнем углу укажите адресата претензии — ФИО, адрес предпринимателя, наименование ООО, адрес, ОГРН, ИНН. Эти данные можно взять из чека, товарного чека или договора.

Ниже укажите свои данные как заявителя — ФИО, адрес, контактные данные (актуальный телефон, эл. почту).

Обязательно напишите название документа — претензия.

Содержание

В свободной форме опишите ситуацию:

  • какой товар, где и при каких обстоятельствах был приобретен;
  • какая цена уплачена за товар;
  • причины возврата товара, если это дефект или качество, не соответствующее заявленному, то конкретно укажите обстоятельства и факты;
  • основания для возврата денег (ссылки на статьи закона о защите прав потребителей);
  • в какой сумме покупатель требует вернуть деньги;
  • реквизиты для возврата.

В зависимости от конкретной ситуации покупатель указывает реквизиты, если их нет у продавца. Если товар оплачен онлайн, обычно деньги возвращаются на ту же карту, и реквизиты дублировать не нужно.

Срок возврата денежных средств в случае претензии по закону о защите прав потребителей можно не указывать, поскольку сроки установлены законом. Например, при возврате качественного товара в течение 14 дней срок возврата денег — три дня. А если претензия подается контрагенту по иному договору, где сроки не указаны в законе или в договоре, то нужно обозначить, до какого срока требуется вернуть деньги. Это важно, поскольку при нарушении указанных в претензии сроков наступают определенные последствия — право заявителя претензии на обращение в суд, право начисления штрафных санкций и т.д.

Подпись

Претензия подписывается заявителем. Если от имени покупателя действует лицо по доверенности, то надо указать реквизиты доверенности и приложить к претензии ее копию.

Претензия направляется по почте (лучше заказным письмом с описью вложения), либо вручается продавцу лично — тогда нужно иметь два экземпляра, чтобы на втором проставить отметку о вручении.

В какой срок можно вернуть товар в магазин

Сроки возврата товара зависят от причин и от качества товара. Вернуть качественный товар, если он не подошел по размеру, фасону, расцветке и т.д. можно в течение 14 дней. Вернуть товар с браком можно в течение гарантийного срока или срока годности, устанавливаемого на каждый товар. Исключение — технически сложные товары (техника, электроника и др.), вернуть которые можно в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю, а после этого срока — только в определенных случаях (например, когда потребитель не может пользоваться вещью длительно по причине постоянных устранений недостатков).

Законом установлен перечень товаров, которые не подлежат возврату, например, предметы личной гигиены, косметика, лекарства и др.

Если потребитель возвращает качественную вещь в установленный срок, то пишется, как правило, не претензия, а заявление на возврат. Если же покупатель не удовлетворен качеством товара или у товара истек срок годности, то составляется претензия о возврате денежных средств.

14 дней на возврат товара: с какого дня считать

Все сроки рассчитываются со следующего дня по правилам гражданского права. Например, если вы купили пальто во вторник, то со среды начинаем исчислять 14 дней.

Важно! В этот срок входят праздники и выходные дни, т.е. считает календарные дни. Если последний день срока будет выходным, то он переносится на первый рабочий день. Но в случае с продавцами нужно быть внимательным — общий выходной день может быть рабочим у конкретного продавца, поэтому не стоит откладывать возврат до последних дней срока.

Куда обращаться, если не возвращают деньги за товар

Если на поданную претензию о возврате денежных средств продавец не ответил, не отреагировал, либо отказал в возврате (а вы уверены в своей правоте), вот что еще можно делать:

  • написать жалобу в Роспотребнадзор, указав все обстоятельства, приложив копию претензии и потребовав провести проверку деятельности продавца;
  • обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать вернуть деньги за товар.

В суде потребитель вправе потребовать уплаты штрафных санкций за неправомерный отказ в возврате.

Если претензия о возврате денежных средств не связана с защитой прав потребителей, то после истечения срока, указанного в претензии, у заявителя есть право отстаивать свои интересы в суде.

Читать комментарии