Как ИП работать с самозанятым
Как ИП нанять самозанятого
При выборе формы взаимодействия с самозанятым предпринимателю нужно учитывать тот факт, что по закону запрещено подменять фактически возникшие трудовые отношения гражданско-правовыми. Если самозанятый сотрудник подчиняется внутреннему трудовому распорядку, выполняет постоянные задачи в течение рабочего времени, имеет должностные обязанности, а взаимоотношения не ограничены сроком, то между ИП и самозанятым возникли трудовые отношения. Они должны быть соответствующим образом оформлены - заключен трудовой договор, оформлена трудовая книжка, издан приказ и т.д. За нарушение требований налоговая при проверке вправе рассчитать взносы и НДФЛ за все время работы сотрудника без оформления трудовых отношений.
Разовые задачи, имеющие конкретный результат, ограниченные по времени исполнения, где результат работы принимается предпринимателем -заказчиком, оформляются гражданско-правовым договором.
Помимо различий в документации, главное отличие трудовых отношений с самозанятым в том, что работодатель-предприниматель официально оформляет больничные и отпуска, платит за работника взносы и удерживает НДФЛ. В данном случае при выплате дохода работнику со статусом самозанятого данный его статус не учитывается. Он работает в качестве обычного физического лица в штате у ИП.
При гражданско-правовом договоре с самозанятым ИП не удерживает НДФЛ, не платит взносы, не оформляет больничные и отпуска. При таком взаимодействии статус самозанятого играет роль и учитывается.
ИП-работодатель может привлечь к работе своего бывшего работника в качестве работника со статусом плательщика НПД только через два года после расторжения с ним трудового договора.
Вынуждать работника оформить статус самозанятого нельзя. Это должно быть добровольное решение.