Акт списания инвентаря в 2024 году
Составили для вас бланк, который подойдет для списания любого хозяйственного инвентаря.
Как правильно заполнить акт списания
Верный акт списания на хозяйственный инвентарь должен содержать обязательные по закону реквизиты, иначе он не подойдет для бухгалтерской и налоговой отчетности, возникнут проблемы со списанием расходов, возможны даже штрафы.
Кем утвержден
Утверждает акт списания инвентаря директор ООО или уполномоченное им лицо. Если руководитель делегирует кому-то подписание актов, это нужно оформить приказом или доверенностью: на словах передать эту задачу кому-то из сотрудников нельзя. Укажите в акте должность и ФИО лица, утверждающего документ, а также дату утверждения.
Дата, номер и название акта
В акте списания две даты: первая — день составления акта и подписания его комиссией, вторая — дата утверждения. Это могут быть разные дни, но дата составления акта в таком случае должна быть до даты утверждения, иначе у налоговой возникнут вопросы. Номер лучше проставить, это поможет с легкостью найти акт и спустя годы. С названием всё просто: после слов “Акт на списание” укажите — чего именно: постельного белья, рабочей одежды или других предметов инвентаря.
Причина списания мягкого и хозяйственного инвентаря
В акте на списание достаточно написать своими словами, по какой причине вы снимаете с баланса инвентарь. Не нужно искать какие-то специальные формулировки, достаточно описать причину понятно. Вот возможные варианты:
- Инвентарь полностью уничтожен (например, пострадал при пожаре)
- Инвентарь похищен
- Несмываемые загрязнения
- Заметные дефекты
- Моральный износ, когда имущество устаревает при появлении на рынке более современных моделей аналогичного имущества, с более эффективными эксплуатационными характеристиками
- Изменения первоначальной формы изделия, поверхностные деформации
- Поломки механических частей инвентаря, делающие непригодным к использованию данное изделие
- Поломки и утрата отдельных частей и основных конструкций, препятствующие дальнейшей эксплуатации
- Передача в использование инвентаря в целях производства и управления
- Истечение сроков хранения
Список не закрытый, если вы самостоятельно разрабатываете бланк акта, можно смело использовать свои формулировки.
Перечень списываемых активов
Сделайте такую таблицу:
- Наименование списываемого хозяйственного инвентаря
- Количество единиц каждого наименования
- Цена каждого актива за единицу
- Итоговая сумма всех активов
Обязательно укажите единицы измерения для списываемого имущества — для инвентаря это, скорее всего, будут штуки.
Цену в акте указывайте в зависимости от того, по какой причине списывается инвентарь и как это прописано в учетной политике ООО. Это может быть цена закупки, цена на день списания, остаточная стоимость и др. А стоимость НДС отдельно в акте не выделяется. Если по данным товарам НДС был принят к вычету, цена указывается за минусом налога. Не забудьте уточнить в акте валюту, в которой указаны цены.
Порядок утилизации
Укажите в акте компанию, которой передадите инвентарь на переработку, если инвентарь можно отнести к опасным отходам (например — белье в ковидных больницах или КВД). В этом случае вывоз инвентаря должен осуществлять специализированный региональный оператор, либо сама организация доставляет его к месту дезинфекции, складирования и утилизации. Если инвентарь не относится к опасным отходам, учреждение может утилизировать объекты самостоятельно.
Кто подписывает акт списания
Сначала готовый акт подписывают все члены комиссии по списанию. Она должна состоять из главного бухгалтера, материально-ответственных лиц и сотрудников соответствующих отделов — заведующего хозяйственной частью и т.п. Один из членов комиссии должен быть председателем. Рядом с подписями укажите должности и расшифровку ФИО. После этого акт передается на заверение директору компании или лицу, которому руководитель делегировал подписание таких документов.
Подготовьте два одинаковых экземпляра: один для материально-ответственного лица, второй для бухгалтера.
Что такое акт списания инвентаря
Это один из вариантов акта списания товарно-материальных ценностей. Документ составляют, чтобы документально обосновать снятие с баланса инвентаря. Иногда, при покупке инвентаря, отдельные его части могут иметь разный срок службы. Например, колеса тележки для уборки могут выйти из строя раньше, чем сама тележка. Тогда можно заменять только отдельные детали. Поэтому в акте может быть указан как инвентарь в сборке, так и важные комплектующие — например, механизмы хозяйственных тележек.
Для списания инвентаря должны быть документально подтвержденные основания, просто составить акт нельзя. При списании инвентаря нужно заключение комиссии, в которую входят компетентные сотрудники — например, завхоз организации.
Рекомендованные формы для списания инвентаря
С 2013 года унифицированные формы актов списания перестали быть обязательными и стали рекомендованными. Это значит, что налоговые и другие контрольные органы не могут признать акт ничтожным только потому, что документ составлен не по установленной форме. Компании достаточно указать в учетной политике, по каким бланками она будет работать — по унифицированным или самостоятельно разработанным.
В большинстве случаев для списания инвентаря подходит рекомендованная форма 421-АПК или универсальный бланк акта списания, но в отдельных ситуациях используются другие формы:
- Для списания расходников — акт на списание мелких и недолговечных вещей, форма МБ-4. По какой причине списывается имущество — повреждение, износ или, скажем, кража — неважно, эта форма подойдет для всех случаев.
- Если инвентарь принимается к учету как материально-производственные запасы (МПЗ) — форма 0504230 «Акт о списании материальных запасов» или свой бланк.