11 сентября 2024
135

Акт списания инструмента в 2024 году

Евгения Смирнова
Чтобы создать правильный акт, впишите членов комиссии, причину списания, характеристики списываемого инструмента. Основанием для списания может быть, например, износ, утрата функций, порча, кража.

Акт списания
Бланк акта на списание инструмента
Обязательной формы нет: юрлицо может разработать свой шаблон акта или выбрать рекомендованный. Главное — включить все реквизиты, обязательные по закону.
Составили для вас бланк, который подойдет для списания любого инструмента, пришедшего в негодность, в том числе электроинструмента.

Как правильно заполнить акт списания

Верный акт списания на инструмент должен содержать обязательные по закону реквизиты, иначе он не подойдет для бухгалтерской и налоговой отчетности, возникнут проблемы со списанием расходов, возможны даже штрафы.

Кем утвержден

Утверждает акт списания инструмента директор ООО или уполномоченное им лицо. Если руководитель делегирует кому-то подписание актов, это нужно оформить приказом или доверенностью: на словах передать эту задачу кому-то из сотрудников нельзя. Укажите в акте должность и ФИО лица, утверждающего документ, а также дату утверждения.

Дата, номер и название акта

В акте списания две даты: первая — день составления акта и подписания его комиссией, вторая — дата утверждения. Это могут быть разные дни, но дата составления акта в таком случае должна быть до даты утверждения, иначе у налоговой возникнут вопросы. Номер лучше проставить, это поможет с легкостью найти акт и спустя годы. С названием всё просто: после слов “Акт на списание” укажите — какого именно инструмента.

Причина списания инструмента

В акте на списание достаточно написать своими словами, по какой причине вы снимаете с баланса инструмент. Не нужно искать какие-то специальные формулировки, достаточно описать причину понятно. Вот возможные варианты:

  • Полная либо частичная потеря свойств, функций;
  • Поломка основных частей и механизмов;
  • Износ (по окончании нормативного срока службы);
  • Моральное устаревание;
  • Порча;
  • Недостача, хищение (по факту выявления).

Список не закрытый, если вы самостоятельно разрабатываете бланк акта, можно смело использовать свои формулировки.

Перечень списываемых активов

Сделайте такую таблицу:

  • Наименование списываемого инструмента
  • Количество единиц каждого наименования
  • Цена каждого актива за единицу
  • Итоговая сумма всех активов

Обязательно укажите единицы измерения для списываемого имущества — для инструмента это, скорее всего, будут штуки.

Цену в акте указывайте в зависимости от того, по какой причине списывается инструмент и как это прописано в учетной политике ООО. Это может быть цена закупки, цена на день списания, остаточная стоимость и др. А стоимость НДС отдельно в акте не выделяется. Если по данным товарам НДС был принят к вычету, цена указывается за минусом налога. Не забудьте уточнить в акте валюту, в которой указаны цены.

Порядок утилизации

Укажите в акте компанию, которой передадите инструмент на переработку. Если отходы относятся к опасным, их нужно передавать на обезвреживание или утилизацию, но за размещение отходов на полигоне нужно платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Помните, что есть возможность просто продать инструмент, как б/у, на запчасти или на металлолом.

Кто подписывает акт списания

Решение о том, что инструмент невозможно или нецелесообразно использовать в дальнейшем, принимает комиссия на основании собственного заключения, или выводов, сделанных специалистом. Сначала готовый акт подписывают все члены комиссии по списанию. В нее целесообразно включить материально-ответственное лицо, руководителя конкретного отделения и представителя бухгалтерской группы. Один из членов комиссии должен быть председателем. Рядом с подписями укажите должности и расшифровку ФИО. После этого акт передается на заверение директору компании или лицу, которому руководитель делегировал подписание таких документов.

Подготовьте два одинаковых экземпляра: один для материально-ответственного лица, второй для бухгалтера.

Что такое акт списания инструмента

Это один из вариантов акта списания товарно-материальных ценностей. Документ составляют, чтобы документально обосновать снятие с баланса инструмента. При покупке инструмента, отдельные его части могут иметь разный срок службы. Например, некоторые комплектующие могут выйти из строя раньше, чем сам инструмент. Поэтому иногда нужно заменять только определенные компоненты, а иногда — даже отдельные детали. Поэтому в акте может быть указана как инструмент в сборке, так и важные комплектующие.

Для списания инструмента должны быть документально подтвержденные основания, просто составить акт нельзя. При списании инструмента нужно заключение комиссии, в которую входят компетентные сотрудники — например, главный механик организации.

Рекомендованные формы для списания инструмента

С 2013 года унифицированные формы актов списания перестали быть обязательными и стали рекомендованными. Это значит, что налоговые и другие контрольные органы не могут признать акт ничтожным только потому, что документ составлен не по установленной форме. Компании достаточно указать в учетной политике, по каким бланками она будет работать — по унифицированным или самостоятельно разработанным.

В отдельных ситуациях используются определенные формы акта для списания инструментов:

  1. Для списания расходников — акт на списание мелких и недолговечных вещей, форма МБ-4. По какой причине списывается имущество — повреждение, износ или, скажем, кража — неважно, эта форма подойдет для всех случаев.
  2. Если инструмент принимается к учету как материально-производственные запасы (МПЗ) — форма 0504230 «Акт о списании материальных запасов» или свой бланк.
Читать комментарии