24 апреля 2024
157

С июля граждане РФ смогут пройти идентификацию для Госуслуг за границей

Евгения Смирнова

Фото с сайта — freepik.com

С 1 июля 2024 года МИД планирует открыть пункты, в которых россияне, живущие за рубежом, смогут подтвердить свои аккаунты на Госуслугах. Там же релокантам будут выдавать квалифицированные электронные подписи. Центры идентификации для россиян планируют запустить в Армении, Киргизии, Казахстане и Узбекистане.

На данный момент за пределами страны живет более 15 миллионов российских граждан. У них есть возможность решать многие бюрократические и административные вопросы через Госуслуги или другие порталы, для которых аккаунт на Госуслугах тоже нужен — для идентификации пользователя. Если у человека есть подтвержденный аккаунт на Госуслугах, он может заключать онлайн гражданско-правовые договоры, оплачивать счета и налоги, гасить штрафы, получать справки и многое другое.

Но многие релоканты не подтвердили регистрацию на портале до переезда, а дистанционно это можно сделать только через приложение мобильного банка или с помощью ЭЦП. Если вдруг приложения нет или оно не работает, что из-за санкция в последнее время случается все чаще, получить полноценный профиль, не приезжая в Россию, не получится. Остальные способы (посещение МФЦ, заказное письмо Почтой России) требуют личного присутствия в стране.

Релоканты сталкиваются еще с одной проблемой: даже подтвержденного аккаунта на Госуслугах не всегда достаточно. Для некоторых операций нужна квалифицированная электронная подпись, ее тоже не все могут получить дистанционно. Например, КЭП понадобится, если вы хотите закрыть ИП онлайн.

МИД опубликовал проект постановления правительства, которое может решить обе эти проблемы для россиян, живущих в Армении, Киргизии, Казахстане и Узбекистане. Ведомство предлагает с 1 июля 2024 года выдавать россиянам в этих странах квалифицированные сертификаты ключей для электронных подписей. Планируется, что пилотный проект будет действовать до конца 2025 года. В это время в перечисленных странах будут работать авторизованные пункты на базе структур МИД. Специалисты этих центров будут проверять документы россиян на подлинность и выдавать квалифицированные сертификаты ключей. С таким сертификатом можно подтвердить аккаунт на Госуслугах и оформить КЭП.

Читать комментарии

Читайте также