Права маркетплейсов могут ограничить
Фото с сайта — freepik.com
В Госдуму поступил законопроект, который может ввести новые правила регулирования работы магазинов-посредников с 2025 года. В частности, маркетплейсам планируют запретить платный возврат. Крупные онлайн-площадки больше не смогут проводить акции без согласия своих партнеров, накладывать крупные штрафы на продавцов и брать более 10% за свои услуги. Для доминирующих игроков рынка предлагают особенные, еще более строгие правила.
Предполагается, что новые ограничения начнут действовать с 1 марта 2025 года, контролировать порядок работы маркетплейсов будет Федеральная антимонопольная служба. Правила, которые чиновники предлагают для маркетплейсов, будут собраны в отдельный закон, а еще планируется внести поправки в Закон О Торговле. Одни положения касаются всех сайтов, где собрана информация о товарах, другие актуальны только маркетплейсов, которые контролируют более 20% рынка.
Авторы закона говорят, что цель поправок — заполнить пробелы в законодательстве, из-за которых на рынке онлайн-торговли возникают монополии и создаются несправедливые условия для продавцов, а также владельцев пунктов выдачи заказов. Это уже не первая попытка урегулировать взаимоотношения между участниками отрасли — предыдущий проект Госдума получила осенью 2023 года, но он даже не дошел до первого чтения.
Что изменится для всех маркетплейсов
Если проект примут в нынешней редакции, при заключении контракта платформы должны будут проверять документы и профили зарегистрированных продавцов. Также станет обязательным публиковать шаблон договора в открытом доступе. Еще маркетплейсы обяжут проверять возраст покупателей, особенно при продаже товаров с ограничениями по возрасту или запрещенных в России.
Главное и самое спорное новшество, которое предлагают законотворцы — это запрет на платные возвраты. Польза для покупателей тут очевидна, а вот продавцам придется как-то компенсировать эти расходы, ведь с транспортными компаниями им приходится расплачиваться в любом случае.
Проект также предполагает изменения в законодательстве о торговле. Если площадка продает продукты питания онлайн, то ее контакты с поставщиками будут регулироваться так же, как в обычных розничных сетях.
Еще одна обязанность, которая вряд ли обрадует маркетплейсы — это маркировка и сканирование товаров перед отправкой. Такое требование могут ввести для предотвращения террористических актов. Представители крупных площадок считают, что необходимость вручную сканировать посылки сильно замедлит темпы отправки товаров.
Что изменится для доминирующих маркетплейсов
К "значительным" платформам относятся маркетплейсы, через которые было совершено более 20% всех сделок между продавцами и покупателями за прошлый год. На начало 2024 года это только Ozon и Wildberries, которые делят между собой около 80% рынка онлайн-продаж.
Этим компаниям предлагают запретить:
- Изменять условия предоставления своих услуг без предварительного уведомления продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. Прислать уведомление нужно будет не менее чем за 30 дней, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности или предотвращения технических проблем;
- Навязывать участникам платформы дополнительные услуги;
- Устанавливать некорректные условия для продвижения товаров без согласия контрагента;
- Проводить акции на товары безвозмездно, за исключением собственных продуктов;
- Запрещать продавцам работать на других платформах;
- Давать преимущества собственным торговым маркам перед товарами других продавцов.
Общая оплата за услуги таких платформ для продавца не должна будет превышать 10% от общей стоимости товара, а неустойки за нарушение договора — 15% от стоимости оказанных услуг.