Легализация гостевых домов

Фото с сайта — freepik.com
С 1 сентября 2025 года в России начнется эксперимент по легализации гостевых домов. Власти разрешат владельцам частных домов официально предоставлять услуги временного размещения туристов.
До 2025 года многие гостевые дома работали нелегально, так как не было чётких правил их регистрации. Владельцы сталкивались со штрафами до 50 тыс. рублей за сдачу жилья без лицензии. В апреле 2025 года Госдума приняла закон о легализации гостевых домов, чтобы поддержать туризм и малый бизнес. С 27 мая Минэкономразвития дополнило закон разъяснениями и запустило реестр.
Что изменилось?
Новый законопроект вводит эксперимент, который позволит гостевым домам работать легально в 10 регионах:
- Крым, Севастополь, Краснодарский край;
- Запорожская, Херсонская, Нижегородская и Иркутская области.
Что это значит для бизнеса?
- Официальный статус – владельцы смогут легально предоставлять услуги размещения.
- Реклама – гостевые дома, прошедшие классификацию, смогут размещаться на агрегаторах.
- Туристический налог – владельцы должны будут уплачивать налог и указывать сведения из реестра в объявлениях.
Легализация позволит владельцам гостевых домов выйти из "тени", получить официальный статус и, самое главное, легально рекламировать свои услуги на различных платформах. После регистрации владелец гостевого дома станет плательщиком туристического налога и будет обязан публиковать сведения из реестра в своих объявлениях о предоставлении гостиничных услуг.
Несмотря на появление новых обязанностей, таких как уплата туристического налога и прохождение процедуры классификации, легализация значительно снижает риски для бизнеса, связанные с нелегальной деятельностью. Это устраняет угрозы штрафов и невозможность рекламы на крупных агрегаторах. Более того, принятие закона способствует развитию добросовестной конкуренции на рынке туристических услуг, повышает уровень защиты прав потребителей и устраняет правовую неопределенность. В долгосрочной перспективе это может привести к повышению инвестиционной привлекательности туристической отрасли, создавая более стабильную и предсказуемую среду для развития бизнеса.