Претензия поставщику за непоставку товара
Как составить претензию
Претензия составляется в свободной форме. Если компания использует в деятельности фирменный бланк, то претензия оформляется на нем. Если стороны договора предусмотрели вариант обмена юридически значимыми документами в электронном формате, то претензия может быть в форме электронного документа.
В шапке указывается адресат — наименование поставщика, адрес, ИНН, ОГРН, обращение к руководителю по ФИО.
В мотивировочной части претензии нужно сделать ссылку на заключенный договор (номер, дату, название), указать факты нарушения обязательств поставщика.
Обосновать нарушение обязательств поставщика нужно конкретными пунктами договора или конкретными статьями ГК РФ о договоре поставки, указать на недопустимость нарушения обязательств по договору.
Если договором предусмотрена ответственность за нарушение сроков поставки, то покупатель вправе рассчитать размер ответственности и указать в претензии сумму штрафных санкций и предоставить расчет.
В заключительной части претензии указывается что конкретно просит покупатель и в какие сроки.
Подписание претензии
Претензию подписывает руководитель организации-покупателя или представитель по доверенности.
Приложение к претензии
Покупатель вправе приложить к претензии копии документов, обосновывающих его требования и подтверждающих изложенные факты. Например, копию договора, копию документа об оплате товара, иные доказательства.
Направление претензии
Претензию можно вручить лично через канцелярию поставщика, направить по почте, курьером или в электронном виде. В форме электронного документа претензию можно направлять в том случае, если стороны отдельно закрепили договоренность, что такой способ обмена документами имеет юридическую силу. Этот пункт может быть в договоре поставки.
Товар оплачен, но не поставлен: что делать
Как правило, все последствия нарушения условий поставки оговариваются в договоре поставки. Договором может быть оговорено, например, что в случае отсутствия поставки товара в определенный договором срок покупатель вправе расторгнуть договор и взыскать штрафные санкции или убытки.
Если поставщик нарушил условия договора, связанные с поставкой товара, то покупатель вправе направить претензию с указанием факта нарушения и с изложением требований к поставщику в сложившейся ситуации. Претензия должна быть основана на условиях заключенного договора.
Покупатель вправе требовать в претензии, если это предусмотрено договором:
- вернуть денежные средства, полученные поставщиком в рамках договора поставки,
- вернуть аванс или предоплату по договору;
- заменить товар на другой;
- компенсировать издержки, связанные с нарушением обязательств и т.д.
Требования покупателя должны быть сформулированы четко и в соответствии с условиями заключенного договора. Если в договоре нет конкретики по поводу действий покупателя при нарушении обязательств поставщика, то требования в претензии нужно основывать на соответствующих статьях Гражданского кодекса РФ в разделе о договоре поставки.
Если покупатель планирует обращение в суд, то предъявление претензии поставщику обязательно. Исковое заявление суд примет только при соблюдении претензионного порядка.
Что делать если поставщик не поставляет товар в срок
Если срок поставки истек, а поставщик товар не передал, то покупатель предпринимает действия как при нарушении обязательств по поставке.
Бывает, что стороны договорились на передачу товара партиями и в этом случае нарушаются сроки, или товар все же отгружен в адрес покупателя, но не в срок, указанный в договоре.
В этом случае стоит руководствоваться нормами договора. Если в договоре предусмотрена ответственность в виде пени или неустойки, то покупатель рассчитывает конкретный размер штрафных санкций и указывает это в претензии с приложением расчета. Если ответственности в договоре нет, но есть основания для расчета неустойки по закону, то расчет основывается на статьях ГК РФ о нарушении обязательств.
Исходя из конкретной ситуации между сторонами, покупатель может требовать в претензии:
- уплаты штрафных санкций по условиям договора или закона;
- допоставки товара в установленный в претензии срок;
- указать новый срок для исполнения обязательств поставщиком;
- отказаться от товара и потребовать возврата денежных средств;
- потребовать изменить обязательства поставщика и, например, заменить товар на другой.
Очень важно фиксировать в претензии сроки, в которые поставщик должен исполнить требования покупателя. Это необходимо для возникновения права на обращение в суд и, возможно, права на расчет штрафных санкций по договору.
Как пишется претензия на некачественный товар
Для того, чтобы обосновать претензию о некачественном товаре, нужно зафиксировать этот факт. Некачественность товара устанавливается в соответствии с условиями договора — это может быть акт приемки по качеству, отметка в накладной или двусторонний акт с вызовом представителя поставщика. После установки и отражении в документах факта поставки некачественного товара оформляется письменная претензия.
В претензии покупатель указывает, что конкретно он требует от поставщика и в какие сроки, например:
- снижение стоимости товара;
- замену некачественного товара на качественный;
- замену на другой аналогичный товар;
- возврата денежных средств.
Требования формулируются в соответствии с условиями договора или статьями ГК РФ, если в договоре последствия поставки некачественного товара не оговорены.