26 февраля 2025
10

Претензия об оплате задолженности: образец и советы по составлению

Алена Шишова
Претензия направляется контрагенту, который не выполнил свою часть обязательств. Составитель претензии письменно заявляет о необходимости перечислить ему конкретную сумму, а также неустойку или проценты, если это обусловлено договором. В документе нужно указать основания, сроки и порядок расчета. В некоторых случаях претензия должна быть подана обязательно перед тем, как подавать исковое заявление в суд.

Претензия об оплате задолженности
Форма претензии
Закон не устанавливает форму претензии, достаточно составить её в письменном виде. У автора документа должны остаться доказательства его направления (квитанция о почтовом отправлении, расписка в получении).

Что такое претензия о погашении задолженности и зачем она нужна

Досудебная претензия — это официальное письмо, которое одна сторона (обычно — пострадавшая) направляет другой стороне, чтобы попытаться решить конфликт или спор без обращения в суд. В этом письме содержится описание проблемы, требований и обычно предлагается мирное решение ситуации.

Претензия об оплате задолженности нужна для того, чтобы:

  • Дать возможность исправить проблему без суда.
  • Экономить время и деньги обеих сторон.
  • Уведомить другую сторону о том, что конфликт может перерасти в судебное разбирательство, если проблема не будет решена.

Во многих ситуациях закон требует сначала направить досудебную претензию, чтобы разрешить спор. Это обязательный шаг перед подачей иска в суд. Если претензию не направить, суд может отказать в рассмотрении дела.

Как правильно составить претензию об оплате задолженности

Вне зависимости от темы письма-претензии а также действий, который вы ожидаете от контрагента, структура будет примерно одинаковой.

Преамбула

В правом верхнем углу укажите адресата претензии — ФИО, адрес предпринимателя, наименование ООО, адрес, ОГРН, ИНН. Эти данные можно взять из чека, товарного чека или договора.

Ниже укажите свои данные как заявителя — ФИО, адрес, контактные данные (актуальный телефон, эл. почту).

Обязательно напишите название документа — претензия.

Содержание

В свободной форме опишите ситуацию:

  • обязательства по оплате какого товара, работ или услуг не выполнены контрагентом;
  • основания для возврата денег (ссылки на статьи закона о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ или другую подходящую норму);
  • какие действия требуются от контрагента — перечислить денежные средства (какую сумму), выплатить неустойку или проценты;
  • реквизиты для перечисления денег.

Срок для погашения задолженности обычно прописывается в договоре. По закону обязательство о погашении долга должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования о его исполнении. А если претензия подается контрагенту по иному договору, где сроки не указаны в законе или в договоре, то нужно обозначить, до какого срока требуется перечислить деньги. Это важно, поскольку при нарушении указанных в претензии сроков наступают определенные последствия — право заявителя претензии на обращение в суд, право начисления штрафных санкций и т.д.

Подпись

Претензию подписывает заявитель. Если от его имени действует лицо по доверенности, то надо указать реквизиты доверенности и приложить к претензии ее копию.

Претензия направляется по почте (лучше заказным письмом с описью вложения), либо вручается продавцу лично — тогда нужно иметь два экземпляра, чтобы на втором проставить отметку о вручении.

Куда обращаться, если контрагент не реагирует на претензию

Если на поданную претензию получатель не ответил, не отреагировал, либо отказал в исполнении требований (а вы уверены в своей правоте), вот что еще можно делать:

  • написать жалобу в Роспотребнадзор, указав все обстоятельства, приложив копию претензии и потребовав провести проверку деятельности контрагента (если вы выступали в качестве потребителя);
  • обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать исполнить обязательства, установленные договором.

В суде вы также вправе потребовать уплаты штрафных санкций, если контрагент пропустил срок для погашения задолженности или иначе нарушил ваши права.

Если претензия об оплате задолженности не связана с защитой прав потребителей, то после истечения срока, указанного в претензии, у заявителя есть право отстаивать свои интересы в суде.

Читать комментарии