26 февраля 2025
10

Претензия о возмещении ущерба: образец и советы по составлению

Артем Юсупов
Претензия направляется лицу, которое причинило вред имуществу, или его представителю. Составитель претензии письменно заявляет о необходимости выплатить ему компенсацию за материальный ущерб или устранить повреждения, например — произвести ремонт. В документе нужно указать основания, сроки и порядок расчета. В некоторых случаях претензия должна быть подана обязательно перед тем, как подавать исковое заявление в суд.

Претензия о возмещении ущерба
Форма претензии
Закон не устанавливает форму претензии, достаточно составить её в письменном виде. У автора документа должны остаться доказательства его направления (квитанция о почтовом отправлении, расписка в получении).

Что такое претензия о возмещении материального ущерба и зачем она нужна

Досудебная претензия о возмещении ущерба — это официальное письмо, которое одна сторона (обычно — пострадавшая) направляет другой стороне, чтобы попытаться решить конфликт или спор без обращения в суд. В этом письме содержится описание проблемы, требований, и обычно предлагается мирное решение ситуации.

Претензия о возмещении ущерба нужна для того, чтобы:

  • Дать возможность исправить проблему без суда.
  • Экономить время и деньги обеих сторон.
  • Уведомить другую сторону о том, что конфликт может перерасти в судебное разбирательство, если проблема не будет решена.

Во многих ситуациях закон требует сначала направить досудебную претензию, чтобы разрешить спор. Это обязательный шаг перед подачей иска в суд. Если претензию не направить, суд может отказать в рассмотрении дела.

В частности, досудебная претензия обязательна в таких ситуациях:

  1. Споры по договорам перевозки — например, если груз утерян или повреждён при транспортировке (ст. 797 Гражданского кодекса РФ).
  2. Разногласия по договору, заключение которого обязательно для одной из сторон (ст. 445 Гражданского кодекса РФ).
  3. Расторжение договора аренды (п. 3 ст. 619 Гражданского кодекса РФ).
  4. Споры о защите прав потребителя финансовых услуг (ч. 2 ст. 25 Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг”).
  5. Разногласия о выплатах по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”).
  6. Претензии туроператору (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”).

Как правильно составить претензию о возмещении ущерба

Вне зависимости от темы письма-претензии а также действий, который вы ожидаете от контрагента, структура будет примерно одинаковой.

Преамбула

В правом верхнем углу укажите адресата претензии — ФИО, адрес предпринимателя, наименование ООО, адрес, ОГРН, ИНН. Эти данные можно взять из чека, товарного чека или договора.

Ниже укажите свои данные как заявителя — ФИО, адрес, контактные данные (актуальный телефон, эл. почту).

Обязательно напишите название документа — претензия.

Содержание

В свободной форме опишите ситуацию:

  • дата и место происшествия, описание ситуации или недостатков товара, выполненных работ или оказанных услуг, в результате которых был причинен вред имуществу;
  • какое имущество пострадало (автомобиль, техника, жилое или нежилое помещение), а также данные о собственнике;
  • подробное описание повреждений;
  • основания для возврата денег (ссылки на статьи закона о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ или другую подходящую норму);
  • какие действия требуются от получателя претензии — устранить повреждения или произвести ремонт, возместить расходы и убытки (на какую сумму);
  • реквизиты для перечисления денежных средств.

Если сроки для возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, выполненных работ или услуг не установлены договором и не указаны в законе, то в претензии нужно прописать, до какого срока требуется возместить ущерб. Это важно, поскольку при нарушении указанных в претензии сроков наступают определенные последствия — право заявителя претензии на обращение в суд, право начисления штрафных санкций и т.д.

Подпись

Претензию подписывает заявитель. Если от его имени действует лицо по доверенности, то надо указать реквизиты доверенности и приложить к претензии ее копию.

Претензия направляется по почте (лучше заказным письмом с описью вложения), либо вручается продавцу лично — тогда нужно иметь два экземпляра, чтобы на втором проставить отметку о вручении.

Куда обращаться, если контрагент не реагирует на претензию

Если на поданную претензию получатель не ответил, не отреагировал, либо отказал в исполнении требований (а вы уверены в своей правоте), вот что еще можно делать:

  • написать жалобу в Роспотребнадзор, указав все обстоятельства, приложив копию претензии и потребовав провести проверку деятельности контрагента (если вы выступали в качестве потребителя);
  • обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать возмещения материального ущерба.

В суде вы также вправе потребовать уплаты штрафных санкций, если контрагент неправомерно отказал в выплате компенсации, не устранил повреждения или иначе нарушил ваши права.

Если претензия о возмещении ущерба не связана с защитой прав потребителей, то после истечения срока, указанного в претензии, у заявителя есть право отстаивать свои интересы в суде.

Читать комментарии