Претензия на некачественный товар: образец и советы по составлению
Что такое претензия на некачественный товар и зачем она нужна
Претензия — это официальное письмо, которое одна сторона (обычно — пострадавшая) направляет другой стороне, чтобы попытаться решить конфликт или спор без обращения в суд. В этом письме содержится описание недостатков товара, требований к поставщику, и обычно предлагается мирное решение ситуации.
Претензия на возврат денег за некачественный товар нужна для того, чтобы:
- Дать возможность исправить проблему без суда.
- Экономить время и деньги обеих сторон.
- Уведомить другую сторону о том, что конфликт может перерасти в судебное разбирательство, если проблема не будет решена.
Во многих ситуациях закон требует сначала направить досудебную претензию, чтобы разрешить спор. Это обязательный шаг перед подачей иска в суд. Если претензию не направить, суд может отказать в рассмотрении дела.
Как правильно составить претензию на некачественный товар
Вне зависимости от темы письма-претензии а также действий, который вы ожидаете от контрагента, структура будет примерно одинаковой.
Преамбула
В правом верхнем углу укажите адресата претензии — ФИО, адрес предпринимателя, наименование ООО, адрес, ОГРН, ИНН. Эти данные можно взять из чека, товарного чека или договора.
Ниже укажите свои данные как заявителя — ФИО, адрес, контактные данные (актуальный телефон, эл. почту).
Обязательно напишите название документа — претензия.
Содержание
В свободной форме опишите ситуацию:
- где и при каких обстоятельствах был приобретен товар, какая цена уплачена;
- основные характеристики товара (наименование, модель, артикул);
- когда и каким образом обнаружился дефект, в чем он выражен;
- основания для возврата денег (ссылки на статьи закона о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ или другую подходящую норму);
- какие действия требуются от контрагента — заменить на вещь надлежащего качества или на аналогичный товар с перерасчетом покупной цены, произвести ремонт или вернуть деньги за покупку;
- реквизиты для возврата или оплаты, если вы требуете от контрагента каких-либо выплат.
Вернуть некачественный товар можно в течение гарантийного срока или срока годности, устанавливаемого на каждый товар. Исключение — технически сложные товары (техника, электроника и др.), вернуть которые можно в течение 15 дней со дня передачи товара покупателю, а после этого срока — только в определенных случаях (например, когда потребитель не может пользоваться вещью длительно по причине постоянных устранений недостатков). Если продавец не указал гарантийный срок, или он вообще не установлен производителем, то претензия по качеству может быть предъявлена в течение двух лет с момента покупки.
Срок возврата денежных средств в случае претензии по закону о защите прав потребителей можно не указывать, поскольку сроки установлены законом. Например, при возврате товаров ненадлежащего качества срок возврата денег — десять дней. А если претензия подается контрагенту по иному договору, где сроки не указаны в законе или в договоре, то нужно обозначить, до какого срока требуется вернуть деньги. Это важно, поскольку при нарушении указанных в претензии сроков наступают определенные последствия — право заявителя претензии на обращение в суд, право начисления штрафных санкций и т.д.
Подпись
Претензию подписывает заявитель. Если от его имени действует лицо по доверенности, то надо указать реквизиты доверенности и приложить к претензии ее копию.
Претензия направляется по почте (лучше заказным письмом с описью вложения), либо вручается продавцу лично — тогда нужно иметь два экземпляра, чтобы на втором проставить отметку о вручении.
Куда обращаться, если контрагент не реагирует на претензию
Если на поданную претензию получатель не ответил, не отреагировал, либо отказал в исполнении требований (а вы уверены в своей правоте), вот что еще можно делать:
- написать жалобу в Роспотребнадзор, указав все обстоятельства, приложив копию претензии и потребовав провести проверку деятельности продавца;
- обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, а также дополнительной денежной компенсации.
В суде вы также вправе потребовать уплаты штрафных санкций, если контрагент неправомерно отказал в возврате товара, пропустил срок оплаты, или иначе нарушил ваши права.
Если претензия не связана с защитой прав потребителей, то после истечения срока, указанного в претензии, у заявителя есть право отстаивать свои интересы в суде.