Содержание:
Для чего ИП использовать ЭЦП
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП, КЭП, ЭЦП) - это современный электронный аналог личной подписи индивидуального предпринимателя, файл с уникальным цифровым кодом, который находится под защитой криптопрограммы. Сегодня такую подпись можно применять почти во всех документах для подтверждения личности подписанта.
С начала 2022 года ИП может получить КЭП бесплатно и только в налоговой службе. Процесс несложен - давайте разберемся.
1. Для чего ИП электронная подпись
ЭЦП фиксирует факт и время подписания документа, а также его неизменность. Ее использование упрощает деловой процесс и экономит время. Это особенно удобно в период короновирусных ограничений - не придется лично ехать, например, к партнеру для заключения договора или в гос. орган для сдачи отчетности.
С 01.01.2022 года квалифицированная ЭЦП стала универсальной, то есть ее одну ИП может применять как в деловых, так и в личных, жизненных ситуациях (ранее для разных целей применяли разные электронные подписи). Теперь единым сертификатом УКЭП индивидуальный предприниматель может расписываться:
- При получении государственных и муниципальных услуг. Сегодня примерно 300 площадок объединены в информационные системы, в том числе, Росреестр, Госуслуги, «Закупки», «Торги» и другие;
- При сдаче налоговой отчетности;
- Для внесения изменений в ЕГРИП, если у ИП изменились данные. Наш онлайн-сервис бесплатно подготовит форму Р24001 и поможет направить документы в ФНС онлайн с вашей ЭЦП;
- При взаимодействии с контрагентами через систему электронного документооборота, к примеру, для подписания контракта;
- При решении личных вопросов.
Как видите, оформление электронной подписи для ИП несет одни преимущества. Ведь любое деловое взаимодействие подразумевает оформление бумаг, а документ, подписанный КЭП, по юридической силе равен подписанному от руки.
2. Как ИП получить УКЭП в налоговой
Процесс оформления бесплатной КЭП для индивидуального предпринимателя достаточно прост. Вне зависимости от способа подачи документов - онлайн или в бумажном виде непосредственно в ИФНС - порядок действий один: приобретите токен, подайте документы, предоставьте инспектору токен для записи сертификата ЭЦП. Рассмотрим подробнее особенности обращения в налоговую.
2.1 При обращении онлайн
“Заявление на выпуск КЭП” при удаленном обращении в налоговую можно сформировать в личном кабинете ИП на сайте ФНС. Оно заполнится автоматически на основании данных вашей учетной записи, и вы сразу сможете его отправить кликом мышки.
Однако вам всё же придется посетить налоговую лично, чтобы получить сертификат электронной подписи. Возьмите с собой паспорт, СНИЛС и токен. Предварительно нужно записаться в личном кабинете на портале ФНС: выберите удобную для вас налоговую инспекцию, день и время посещения.
2.2 При личном обращении
Индивидуальный предприниматель может бесплатно получить УКЭП в операционных залах налоговых органов региона. Запишитесь на прием заранее.
При обращении непосредственно в ИФНС вам понадобятся:
- Заявление в бумажном виде (можете заполнить его в инспекции или заранее, скачав бланк на портале ФНС),
- Паспорт,
- СНИЛС,
- Токен.
3. Зачем нужны токен и КриптоПро
Оформления сертификата электронной подписи для работы с ней недостаточно. КЭП из налоговой записывается только на токен (это флешка-носитель ключа) стандарта JaCarta, Рутокен или ESMART. Его вам нужно приобрести самостоятельно в интернет-магазине, удостоверяющем центре или у производителя. Проверьте, чтобы оператор был сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России.
Также на компьютер, на котором вы будете подписывать документы, нужно установить специальную программу - КриптоПро CSP. Первые 90 дней вы сможете пользоваться бесплатной демоверсией. За это время нужно определиться в выборе подходящей лицензии, а потом ее приобрести.
Итак, у вас есть ЭЦП, токен и установлена криптопрограмма.
Как проходит процесс подписания документов?
- Вставьте токен-флешку в компьютер с программой КриптоПро CSP.
- Откройте программу и загрузите документ для подписи.
- Выберите нужный сертификат на токене.
- Нажмите “Подписать” и отправьте документ.
4. Стоимость ЭЦП для ИП от налоговой
Выпуск электронной подписи для индивидуальных предпринимателей - это с 01.07.2021 года безвозмездная государственная услуга.
Однако получить сертификат КЭП для работы недостаточно. Как мы разобрались в предыдущем пункте, вам понадобятся токен и криптопрограмма. С их приобретением налоговая уже не поможет. Вы должны сами купить токен (цена примерно 1000-1500 руб.), а также лицензию на программу КриптоПро CSP (1350 руб. - годовая, 2700 руб. - с неограниченным сроком действия).
5. Срок выдачи электронной подписи ИП
Установленного срока оформления УКЭП нет. В зависимости от того, насколько загружена обращениями налоговая инспекция, время на проверку документов и регистрацию сертификата ЭЦП может разниться - от нескольких минут до нескольких дней. Каждое обращение индивидуально. Чаще всего сертификат электронной подписи записывают на токен в день посещения ИП налоговой.
6. Сколько действует ЭЦП индивидуального предпринимателя
Срок действия новой усиленной квалифицированной электронной подписи ИП, полученной в налоговой, - 15 месяцев.
Ранее сертификаты выдавали на 12 месяцев. Те ЭЦП, которые бизнесмены получили до 01.01.2022 года, можно использовать до окончания срока их действия, а затем бесплатно продлить