Содержание:
АУСН - плюсы и минусы
В середине 2022 года у представителей малого бизнеса появилась возможность использовать такую льготную систему налогообложения как АУСН. Она сразу заинтересовала ИП и ООО своими преимуществами в виде минимальных взносов, необъемной отчетности, отсутствия выездных проверок и др. Так как АУСН - новый налоговый режим, плюсы и минусы его можно отметить лишь в теории. А насколько удобна автоматизированная “упрощенка” будет в деле, покажет время - эксперимент с АУСН введен до конца 2027 года. Эта статья полезна для бизнесменов, рассматривающих данный режим, в ней мы расскажем о плюсах и минусах АУСН.
Чем они отличаются от обычных, индивидуально разработанных уставов? Все ли компании могут их применять? А если организация уже работает по обычному документу, как изменить устав на типовой? Об этом читайте в статье.
1. Общие сведения о новом режиме АУСН
Автоматизированная упрощенная система налогообложения начала действовать в России с 1 июля 2022 года. АУСН является специальным режимом, причем пока что она не входит в ряд постоянно действующих. До 31 декабря 2027 года АУСН - это налоговый эксперимент. Применять новый режим вправе как ИП, так и общества с ограниченной ответственностью.
Автоматизированная “упрощенка” была введена в целях стимулирования деятельности малого бизнеса и снижения определенной нагрузки на бизнесменов. Причем речь не только о налоговой нагрузке, ведь работать на АУСН предпринимателям “помогают” и инспекторы ФНС, которые сами будут рассчитывать налог к уплате, и банки, которым передана часть функций налогового агента.
2. Преимущества автоматизированной УСН
АУСН - новый налоговый режим. Плюсы у него, конечно, есть, причем яркие. Иначе чем же он заинтересовал бы предпринимателей?
Вот, какие сегодня можно выделить плюсы АУСН:
- Можно выбрать наиболее подходящий объект налогообложения: “доходы” со ставкой 8% или “доходы минус расходы” со ставкой 20% (и минимальной 3%).
- Законодатель обещал не повышать указанные ставки до окончания срока действия эксперимента.
- На объекте АУСН “доходы” можно уменьшить налог на торговый сбор (платится в Москве). Для этого в налоговую подается уведомление о том, что бизнесмен является плательщиком такого сбора.
- Налогоплательщик освобожден от самостоятельного расчета суммы налога - это делает сама инспекция на основании поступающих к ней данных. Так, сведения передаются через онлайн-кассу, от обслуживающего банка и в некоторых случаях от самих ИП или ООО.
- Не надо сдавать ряд отчетности, в том числе, по взносам и НДФЛ.
- Весомый плюс АУСН - не придется вести бухгалтерский учет.
- Не нужно платить за работников взносы ни на медицинское, ни на пенсионное, ни на социальное страхование. Это возьмет на себя федеральный бюджет! Платятся лишь взносы в ФСС на несчастные случаи и профзаболевания (сумма небольшая: всего 2040 рублей за целый год и за весь штат). А индивидуальные предприниматели освобождены еще и от уплаты всех взносов за себя.
- Часть бизнес-забот возьмет на себя банк. Так, на портале банка для ИП или компании будет создан специальный личный кабинет для ведения деятельности на АУСН. Банк будет взаимодействовать с ФНС, может перечислять зарплату, НДФЛ и оплачивать налоги (можно подключить автоплатеж).
- Проще учет доходов и расходов - это происходит на основании даты зачисления и списания средств со счета. При использовании ККТ будет иметь значение дата в чеке. Не придется заполнять книгу учета.
- Отсутствие выездных проверок. Останутся лишь камеральные.
3. Ограничения и недостатки АУСН
Плюсы АУСН мы рассмотрели. Однако у каждой системы налогообложения есть не только светлая сторона. По этой причине специальных режимов и несколько - нужно изучить особенности, применить их к своему бизнесу и только после сделать выбор. Поэтому в статье мы и рассматриваем плюсы и минусы АУСН.
Объединим ограничения АУСН с минусами, чтобы потенциальный налогоплательщик автоматизированной “упрощенки” сразу увидел другую сторону нового режима:
- ИП и ООО ограничены в выборе банка для работы. Так как банки играют определенную роль в деятельности плательщиков АУСН, их перечень строго определен. По состоянию на осень 2022 года в список уполномоченных банков входят Модульбанк, Сбербанк, Альфа-Банк, Филиал Точка Банка Открытие, Промсвязьбанк, Тинькофф Банк, Банк ВТБ. Этот список планируется увеличить, следите за обновлениями.
- Штат может состоять максимум из 5 человек. Причем в это число входят и внешние совместители, действующие по трудовому договору, и сотрудники, с которыми оформлен ГПД.
- Заработная плата сотрудникам может быть перечислена только безналично, то есть на карты.
- Еще о работниках: нельзя нанимать на работу тех, кто получит право на досрочную пенсию, и нерезидентов РФ.
- Обществам на АУСН нельзя открывать филиалы и представительства.
- После перехода на АУСН в течение календарного года нельзя сменить этот режим на какой-то другой. Даже если вы поймете, что он не подходит вашему бизнесу, придется ждать начала другого года. Исключение - утрата права на АУСН, но тогда для ИП или ООО будут неблагоприятные последствия в виде автоматического перевода на ОСНО.
- Среди минусов АУСН также невозможность совмещения с другими налоговыми режимами. Если на обычной “упрощенке” разрешено применять также патент, то на автоматизированной нельзя работать ни на какой-либо ещё системе.
- Налог придется платить каждый месяц - таков налоговый период.
- Есть ограничения по годовому доходу - 60 млн. руб. А для организаций еще и по остаточной стоимости ОС - не более 150 млн руб.
- Для компаний есть ограничения по участию в ООО других юридических лиц, им должно принадлежать не больше 25% долей в уставном капитале.
- Нотариусам, ломбардам, банкам и др. автоматизированная упрощенная система налогообложения не подойдет. Полный перечень несовместимых видов деятельности установлен законодательно, с ним можно ознакомиться здесь.
- Пока что экспериментальный режим доступен только для бизнеса с регистрацией в четырех регионах: Москва, Республика Татарстан, Калужская и Московская области. Возможно, территориально эксперимент со временем расширят.